Методический потенциал использования интеллектуальных игр и конкурсов для приобщения школьников к народному искусству и культуре. Из опыта работы клуба интеллектуального творчества

Авторы:  Елена Геннадьевна Ганькова, педагог дополнительного образования,  Дмитрий Николаевич Гевель, педагог-организатор МАОУДО ДЮЦ

Методический потенциал использования интеллектуальных игр и конкурсов для приобщения школьников к народному искусству и культуре. Из опыта работы клуба интеллектуального творчества

С 1993 года в г. Северодвинске в МАОУДО Детско-юношеский центр работает клуб «Чёрный квадрат», который объединяет школьников, студентов и молодых людей со всей Архангельской области, увлечённых «Что? Где? Когда?», «Брейн-рингом», «Своей игрой» и многими-многими другими интеллектуальными играми различной тематики и направления. Важное направление методической деятельности объединения  – разработка конкурсов и отдельных вопросов, направленных на изучение и популяризацию народных культурных традиций России в целом и народной культуры Русского Севера в частности. В ходе использования игровой формы получения материала его усвоение проходит увлекательно, позитивно и органично, что является педагогически целесообразным в процессе патриотического воспитания школьников.

Успешный практический опыт творческого объединения «Черный квадрат» позволяет создавать различные методические комплексы интеллектуальных игр по тематикам, которые востребованы тем или иным педагогом. Например, тематические пакеты вопросов «Что? Где? Когда?», посвящённые жизни и творчеству М.В. Ломоносова. Отыгрыш этого пакета может стать отличным украшением тематического классного часа, внеклассного мероприятия или игры, посвящённой нашему знаменитому земляку. Обширная подборка вопросов позволяет выбрать 12-15 вопросов для любого возраста (5-7-е, 8-9-е или 10-11-е классы) и отыграть их примерно за 45 минут. Количество играющих команд (оптимальный состав команды – 6 человек) ограничено только техническими возможностями (микрофон, размеры помещения). По сути, для игры необходимы только ручка и бумага, при желании ведущий может подготовить раздаточный материал. Примеры вопросов из подборки:

  1. В одном из своих стихотворений М. В. Ломоносов вопрошал:

«Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» Чему оно посвящено?

Ответ: Северному сиянию.

  1. Чем промышляли люди, которым Михаил Васильевич Ломоносов советовал «отворять ножом бережно, чтобы животному, которое там сидит, вреда не учинить»?

Ответ: Добывали жемчуг.

  1. М.В. Ломоносов писал:

В тополевой тени гуляя, муравей

В прилипчивой смоле завяз ногой своей.

Хотя он у людей был в жизнь свою презренный,

По смерти в […] у них стал драгоценный.

Какое слово пропущено?

Ответ: (В) янтаре. (https://rustih.ru/mixail-lomonosov-v-topolovoj-teni-gulyaya-muravej/)                                                   И т.д.

Важная форма интеллектуальной деятельности с детьми – это игры, получившие название «Калейдоскоп» – самые разнообразные задания на совершенно разные темы и по разнообразным правилам. По сути, правило только одно – за верный ответ команда получает 1 балл. Все эти задания педагог может составить самостоятельно, взяв интересную информацию на нужную тему. В ходе такой игры развиваются не только познавательная сфера ребёнка, логика, память, но и его интуиция, чувство юмора, сообразительность, творческий потенциал. Широкие возможности для интеллектуального творчества предоставляют здесь искусство, культура, традиции народов России. К примеру:

— «Верю – не верю» (Нужно определить, верно или ложно предложенное утверждение. Иногда авторы специально используют парадоксальные факты, стараясь запутать игрока).

Верите ли вы, что…

  1. …Русское название второй пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского на иностранные языки переводят как «Карнавал»?

Ответ: Да (Комментарий: она  носит название «Масленица»).

  1. …Если в Шенкурском районе Архангельской области вас назовут варагÓзой, это будет означать, что у вас золотые руки, вы ловкий человек и делаете всё быстро, чётко, без помарок?

Ответ: Нет (Комментарий: наоборот, делаете что-то неумело, небрежно, кое-как).

  1. …В программу всемирных эскимосских олимпийских игр входит такой вид спорта как перетягивание ушами?

Ответ: Да (Комментарий: два соперника садятся друг напротив друга, и на ухо каждому надевается петля одной верёвки. После этого они должны перетягивать шнур, пока он не соскочит или кто-нибудь не сдастся от боли).

«Эрудит-лото» (Задания с четырьмя вариантами ответа. Верен из них только один – игрокам нужно догадаться, какой именно. Обычно один из предложенных вариантов шутливый, забавный. Изредка он и является парадоксально верным ответом).

  1. В городе Камышин Волгоградской области в День рождения города проходят необычные праздничные мероприятия: выставки-продажи, дефиле, конкурсы, театрализованные выступления, которые посвящены:

А) осетру

Б) медведю

В) арбузу (Комментарий: с девизом «Волга — матушка, Арбуз – батюшка». В Поволжье выращивают очень много арбузов).

Г) камышу

  1. В 1792 году уроженец Архангельской губернии Федот Иванович Шубин:

А) закончил строительство Таврического дворца в Санкт-Петербурге

Б) написал картину «Вид Дворцовой набережной»

В) создал портретный бюст М.В. Ломоносова

Г) пришел в Москву с обозом трески

  1. 1 июля 2009 года в г. Покров Владимирской области был открыт единственный в мире памятник. Он представляет собой сказочную Фею, а в руке у неё:

А) эскимо

Б) шоколад (Комментарий: недалеко от музея шоколада расположен описанный памятник шоколаду).

В) пряник

Г) петушок на палочке

— «Перевёртыши» (Слова в заданиях «переворачиваются», то есть заменяются на противоположные по смыслу – на антонимы, но не всегда такое возможно абсолютно точно).

«Перевёрнуты» названия литературных произведений известных авторов-северян. Назовите их.

 

  1. Алюминиевые коровы
  2. Чтение в вредность железа
  3. Так дворянка объедалась
  4. Оглушительная ваша чужбина
  5. Баллада к сдаче Измаила
  6. Жарены сказки
  7. Старость под Маймаксой
  8. Частушка усам
  9. И отвратительно – и смотри
  10. Дедушки не бабушки

 

Ответы: 1. «Деревянные кони» (Ф. Абрамов). 2. «Письмо о пользе стекла» (М.В. Ломоносов). 3. «Как купчиха постничала» (С. Писахов). 4. «Тихая моя родина» (Н. Рубцов). 5. «Ода на взятие Хотина» (М.В. Ломоносов). 6. «Морожены песни» (С. Писахов). 7. «Детство в Соломбале» (Е. Коковин). 8. «Гимн бороде» (М.В. Ломоносов). 9. «Не любо – не слушай» (С. Писахов). 10. «Братья и сёстры» (Ф. Абрамов).

— «Аукцион» (Можно использовать, когда есть достаточно длинный список каких-то понятий, например, произведений, песен, наименований чего-либо. Игроки дают ответы по очереди, повторяться нельзя, а победителем признаётся тот, кто дал верный ответ последним: как в настоящем аукционе – последний, назвавший цену).

Попробуйте перечислить все сказки Степана Писахова, балл начисляется только тогда, когда сказка названа абсолютно точно. Список сказок для справки:

 

Апельсин

Артелью работал, один за стол садился

Бабы разговаривают

Баня в море

Белуха

Белы медведи

Белый медведь полюсной

Брюки 18 вёрст длины

В одно время в двух гостях гощу

В реке порядок навёл

Ветер про запас

Волчья шуба

Вскачь по реке

Громка мода

Гуси

Девки в небе пляшут

Дрова

Железнодорожный перепуток

За дровами и на охоту

Зажигалка

Звёздный дождь

Зелёна баня

Из болота выстрелился

Из-за блохи

Инстервенты

Кабатчик лопнул

Кабатчиха нарядилась

Как купчиха постничала

Как наряжаются

Как парень к попу в работники нанялся

Как поп работницу нанимал

Как соль попала за границу

Как Уйма выстроилась

Как я чиновников потешил

Кислы шти

Ледяна колокольня

Ледяной потолок над деревней

Лень да Отеть

Лётно пиво

Лунны бабы

Мамай

Медведь от поповского нашествия избавил

Месяц с небесного чердака

Министер на охоте

Мобилизация

Модница

Моей горячностью старушонки нагрелись

Морожены волки

Морожены песни

На корабле через Карпаты

На треске гуляли

На Уйме кругом света

Налим Малиныч

Наполеон

Не любо – не слушай

Невеста

Оглобля расцвела

Оглушительно ружьё

Перепилиха

Пирог с зубаткой

Письмо мордобитно

Пляшет самовар, пляшет печка

Подруженьки

Поп-инкубатор

Поросёнок из пирога убежал

Проповедь попа Сиволдая

Пряники

Река уже стала

Река дыбом

Рыбы в раж вошли

С промыслом мимо чиновников

Самоварова семья

Сани выросли

Сахарна редька

Своим жаром баню грею

Своя радуга

Северно сияние

Сила моей песни плясовой

Сладко житьё

Снежны вехи

Собака Розка

Соломбальская бывальщина

Сплю у моря

Стерлядь

Терпенье лопнуло

Трюм

Угольно железо

Уйма в город на свадьбу пошла

Царь в поход собрался

Чайки одолели

Чтобы всего себя не разбудить

Яблоней цвёл

 

Примеры конкурсных заданий и интеллектуальных игр, приведённых в данной статье, а также подробное описание их практического использования свидетельствуют о том, что этот методический материал прост и удобен в практическом использовании, не требует использования дополнительных технических средств и условий. В частности, задания и вопросы педагог может просто зачитывать, а предоставление ответов осуществляется на заранее подготовленных бланках или просто листах бумаги.

Однако использование ноутбука (компьютера) с проектором предоставляет огромные возможности для проведения ярких, интересных интеллектуальных игр с визуальным и/или аудио-сопровождением. Например, просты в создании и интересны различные «азбуки», когда, игрокам нужно дать правильный ответ, исходя из алфавитного порядка и картинки-подсказки. Такие игры тоже можно легко подобрать по сложности – от уровня начальной школы до старшеклассников (См. презентацию «Народные ремёсла»). В медиа-азбуке игрокам предложены изображения, связанные с различными народными ремёслами. Нужно назвать, какое понятие из одного или нескольких слов загадано в каждом случае, а подсказкой служит буква алфавита, с которой это понятие начинается. Это может быть название конкретного промысла, материала, процесса, готового изделия и т.п. В каждом случае педагог сам может засчитать ответ команды, если он синонимичен или очень близок к правильному и начинается на нужную букву.

В методическом кейсе нашего объединения накоплен объёмный и грамотно подобранный материал  разноплановых интеллектуальных игр и заданий, который мы рекомендуем использовать на практике нашим коллегам: педагогам-предметникам, классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования и др. Используя ресурсы сети интернет и специальной литературы, можно подойти творчески практически к любой теме, важной для педагога и его воспитанников: разнообразить учебное занятие, классный час, праздничный вечер, внести в них элемент соревновательности. Главное, чтобы материал подавался в самой доступной и естественной для ребёнка форме – в форме игры.

Таким образом, наш многолетний практический опыт использования комплекса интеллектуальных игр свидетельствует о его богатом потенциале для приобщения школьников к народному искусству и культуре.

 

Использованная литература

  1. Ганькова Е.Г. Интеллектуальные игры. Вып. 5. Калейдоскоп. Северодвинск: ДЮЦ, 2006. 59 с.
  2. Ганькова Е.Г. Интеллектуальные игры. Вып. 9. Калейдоскоп. Северодвинск: ДЮЦ, 2015. 72 с.
  3. Ганькова Е.Г., Гевель Д.Н. Интеллектуальные игры. Вып. 6. Калейдоскоп: Архангельский край. Северодвинск: ДЮЦ, 2007. 36 с.
  4. Гевель Д.Н. Интеллектуальные игры. Вып. 2. Варианты интеллектуальных игр и советы по их созданию и проведению. Северодвинск: ДЮЦ, 2000. 30 с.